Портал  
 

Библиотека. Взгляд читателя.

Востребованность библиотеки в современных условиях, успех ее деятельности зависит от многих факторов. В их числе - умение оперативно реагировать на потребности общества в информационных услугах, строить свою работу на основе изучения читательских интересов. Решению этих задач способствует применение социологических исследований в библиотечной практике.

В преддверии своего 90-летия Дмитровская центральная межпоселенческая библиотека провела анкетирование «Библиотека. Взгляд читателя», цель которого - улучшение качества библиотечного обслуживания с учетом потребностей и запросов читателей.

В анкетировании приняло участие 300 респондентов, читательский стаж которых в ДЦМБ составляет: до 5 лет - 49,3%, от 5 до 10 лет - 27%, от 10 до 20 лет - 12,7%, свыше 20 лет - 11%.

Это люди разного возраста (с 14 до 21 года - 31,7%; с 22 до 40 лет - 34,6%;старше 40 лет - 33,7 %), уровня образования (высшее - 49,3%; среднее специальное - 27,7%; среднее - 15%; неполное среднее - 8%).

На вопрос «Как часто Вы посещаете библиотеку?», были получены следующие ответы. Регулярно 1-2 раза в месяц - 45,3%; гораздо чаще 1-2 раза в неделю - 17%; по мере необходимости несколько раз в году - 28,7%, и 1% опрошенных посещает библиотеку каждый день. Таким образом, основная масса респондентов (свыше 70%) испытывают постоянную потребность в чтении и библиотеке.

Анкетирование позволило выявить и мотивы обращения читателей в библиотеку. Главные цели визита большинства респондентов (56,3%) связаны с образованием и выбором книг для чтения (46,3%). Далее следуют: профессиональные мотивы (20%), работа на компьютере (сканирование, ксерокопия) (14,7%), курсы, консультации (9,3%), посещение массовых мероприятий (11%) и работа в сети Интернет (7,7%).

Самый большой блок вопросов анкеты был посвящен уровню и качеству информационного обслуживания, условиям работы читателей в отделах библиотеки. В целом у читателей сформировался позитивный образ библиотеки, общий уровень информационно-библиотечного обслуживания и степень комфортности, по их мнению, достаточно высоки.%cut%

Профессионально скомплектованный и стабильно пополняемый фонд - основа деятельности любой библиотеки. Поэтому мы хотели узнать мнение читателей, устраивает ли их качество и доступность фонда. Более половины читателей вполне удовлетворены полнотой библиотечного фонда, около 40% - не совсем удовлетворены, так как в ряде случаев получали отказы на спрашиваемую литературу. Респонденты отмечали недостаточную обновляемость фонда, наличие устаревшей литературы, малое количество научно-популярных изданий и книг на иностранных языках. 9% опрашиваемых пожелали увидеть в библиотеке больше новой художественной литературы. Доступностью библиотечного фонда, возможностью самому выбрать нужное издание, вполне удовлетворены 74% опрашиваемых, не совсем - 16,7%, а 3% высказали пожелание, чтобы весь фонд был открыт для читателя.

Большинство респондентов дали высокую оценку профессионализму и компетентности сотрудников библиотеки. Более 85% вполне удовлетворены оперативностью выполнения запросов, около 80% - консультациями специалистов библиотеки. 90% опрошенных отметили внимательное отношение персонала к читателям.

Сотрудникам библиотеки важно знать мнение читателей о проводимых мероприятиях: литературных вечерах, встреч с писателями, книжных выставках и др. Анкетирование показало, что их уровень достаточно высок, 70% опрошенных отметили это. 25% не ответили на этот вопрос.

Составляя вопросы анкеты, мы хотели узнать мнение читателей о современных информационных технологиях, которые предлагает библиотека, о дополнительных услугах, выполняемых с помощью копировально-множительной и компьютерной техники.

Услугами с использованием компьютерных технологий вполне удовлетворены более 43%, интернет - 91%, ксерокопированием - 63,3%. Опрос показал востребованность этих услуг. Однако не всегда читателей удовлетворяет их стоимость, отмечена высокая цена интернета. Читателями было предложено улучшить техническое обеспечение библиотеки, установить цветной принтер и факс для посетителей, сделать бесплатным доступ в интернет.

Чтобы сделать библиотеку более комфортной и привлекательной, было предложено: отремонтировать лифт, установить кондиционеры в отделах и дополнительное освещение на абонементе, организовать лингафонные курсы английского и итальянского языков, приобрести кофе-автомат.

Оценки читателей помогут нам в принятии решений по улучшению качества библиотечного обслуживания. Мнение читателей позволит учесть их потребности и запросы и внести необходимые изменения в работе библиотеки.

Данное исследование показало, что в целом, ДЦМБ как информационное учреждение востребована и по-прежнему занимает лидирующее положение в структуре информационных учреждений района.